?

arkdv's Journal

Social capital

  • less than 10
Name:
arkdv
External Services:
АРКАДЬЕВ Михаил Александрович (15 марта 1958 г., С.-Петербург (Ленинград)), российский дирижер, пианист, композитор, теоретик музыки, философ. Персональный сайт: http.arkadiev.ru

Родился в семье с древними музыкальными и художественными корнями (дед со стороны отца – создатель и главный художник С.-Петербургского (Ленинградского) Ботанического музея, прадед со стороны матери был кантором Московской синагоги, дед – скрипачом в оркестре Большого театра, родители знали и любили музыку). Начал играть и импровизировать на рояле самостоятельно, в 13 лет, затем брал уроки у известного педагога А.Д. Артоболевской. С 1974-78 учился в Академическом муз. училище при Московской консерватории по классу фортепиано у Я.И. Мильштейна, затем А.И. Соболева, а также у Ю.Н. Холопова (теория музыки). С 1978-83 — в Российской Академии музыки им. Гнесиных (тогда ГМПИ) у А.А. Александрова, у него же в 1988 закончил аспирантуру. Занимался композицией с А.Г. Шнитке и Р.С. Леденевым, дирижированием — с Ю.Симоновым и М. Эрмлером. Как музыкальный ученый развивался под руководством М.Г. Харлапа и Л.А. Мазеля. В 1988-98 А. работал в тесном сотрудничестве с Г.В. Свиридовым. Принимал участие в замысле, создании, комментировании и был первым исполнителем (совместно с Дм. Хворостовским) его последнего крупного вокального сочинения — поэмы «Петербург» для голоса и фортепиано на сл. А. Блока. В1990-2003 гг. А. работал как пианист с Нар.арт. России Дм. Хворостовским на всех основных сценах мира (с ним записаны 2 компакт-диска на фирме «Филипс», 1994, 1997, на фирме «Делос», 2003). Cовместно с Хворостовским, является автором исполнительской редакции поэмы Свиридова «Отчалившая Русь» (на сл. С. Есенина) (изд. «Музыка», 1996).. С 1998 года А. является приглашенным дирижером в различных симфонических оркестрах и оперных театрах России и за рубежом. В 2002-04 А. — главный дирижер и муз. руководитель Государственного театра «Волгоградская оперная антреприза» ныне «Царицынская опера»). А. ведет большую педагогическую (с 1992-99 — зав. кафедрой фортепиано Академии Хорового искусства, с 1999 – доцент кафедры специального фортепиано РАМ им. Гнесиных) и научную работу.

Как философ - автор философско-антропологической концепции «лингвистической катастрофы»: http://limbakh.ru/index.php?id=2298

Как музыкальный теоретик разработал концепцию «незвучащей» «неакустической» основы, как базового элемента ритмической системы новоевропейской музыки. Ввел термины «время-энергия», «хроноартикуляционный процесс», «гравитационная ритмика», «осевая пульсация», «парадоксальная лига» и др. Его новаторские (по оценке Л.А. Мазеля) идеи продолжают и развивают стадиальную теорию ритма М.Г. Харлапа. Доктор искусств.(2003) Засл. арт. РФ(1995)

Соч.: (музыкальные) – для ф-но: «Sonata brevis»(1975) , «Eine kleine Zaubermusik» (1975-1989), Четыре Элегии (1976); камерные: «Элегия и гимн» для виолончели, ф-но и трубы за сценой(1979), «Пассакалия» для скрипки соло(1976), «Маленький эпитафический концерт» для стр.квартета, ф-но и голоса, на латинские тексты (1975), вок.: «Три миниатюры» на слова древних японских и корейских поэтов для скрипки, ф-но, челесты, литавр, и голоса(1975), «Три стихотворения на сл. Р.М.Рильке» для голоса и ф-но(1978), «Три стихотворения на сл. И. Бунина» для голоса и ф-но, хор. «Четыре мадригала» на сонет П.Верлена для камерного хора, «Missa brevis»» для смешанного хора, детского хора и органа (на лат. тексты);

(философcкие) - Временные структуры новоевропейской музыки. Опыт феноменологического исследования М.1993; Фундаментальные проблемы теории ритма и динамика «незвучащих» структур в музыке Веберна. Веберн и Гуссерль. Музыкальная академия 2001. № 1, 2; И.С. Бах Гольдберг-вариации. Синтетический уртекст. Концепция и комментарии М. Аркадьева. Москва, 2002; Лирическая вселенная Г. Свиридова. В кн. Русская музыка и ХХ век. Москва, 1997; Диалоги о постсовременности (беседа с Т. Чередниченко). Музыкальная академия. 1998. № 1; К музыке Георгия Свиридова. Композитор и трансценденция. Музыкальная академия. 1996. № 1; Конфликт ноосферы и жизни (эскизное введение в «фундаментальную структурно-историческую антропологию»). В кн.: Ноосфера и художественное творчество. – Сб. ст. М., «Наука», 1991.

Лит.: Л.А. Мазель. Достояние отечественной культуры. Работы последних десятилетий о ритме. Музыкальная Академия, 1995. № 2; Энциклопедия «Философы России 19-20 столетий». Москва, 2002, стр.62.



Последнее изменение этой страницы: 13:02, 8 сентября 2006. Содержимое доступно в соответствии с GNU Free Documentation License.

Social capital

  • less than 10

Statistics